Дорогие друзья, в данном и последующем разделах, мы рассмотрим, как и почему формируются психосоматические заболевая. Вначале, я бы хотела коснуться формирования линии поведения, ведущей к заболеванию с детского возраста, начиная с самого раннего возраста.
Детство – это краеугольный камень, где закладывается все самые приятные и неприятные моменты нашей последующей жизни.
Как правило, линию реагирования на тот или иной стресс ребенок выбирает уже в детстве и основу составляет среда, в которой он воспитывается. К примеру, если человек воспитывается в той семье, в которой родители страдают от таких заболеваний, как артриты, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных заболеваний, есть большая вероятность того, что и ребенок будет болеть тем же, так как линия реагирования на ту или иную ситуацию остается неизменной. И лишь взрослея и осознавая, человек может изменить данную реакцию на стрессы и переживания.
Ребенок, который растет в семье, где выражение гнева просто не терпят и не разрешают, учится не выражать гнев для того, чтобы завоевать расположение родителей. Блокируя чувство и сдерживая энергию, ребенок постепенно становится энергетическим и эмоциональным калекой. Каждый раз, когда этот ребенок злится, его могут закрывать в комнате, бить, кричать на него или же унижать словесно.
Следовательно, та любовь со стороны родителей, в которой он нуждается, исчезает. Он быстро понимает, что если он хочет их любви и расположения, он должен найти способ не злиться или, по крайней мере, не выказывать это чувство. Он становится скованным, напряженным и неестественным. Это выражается в мимике, телодвижениях, линии поведения. Более того, родители, которые постоянно ругаются или родитель, который бьет, постоянно запугивает ребенка, создают в нем связку страх – вина.
Эта связка зачатую существует всю его жизнь, до той поры, пока повзрослевшая личность осознанно не разорвет ее. Такой ребенок поневоле будет большую часть времени находиться в страхе или даже ужасе, зачастую привлечение в свою жизнь партнера, похожего на своего одного из родителей, является попыткой преодоления детского страха и отчаянья.
Страх создает невероятный стресс, как психологический, так и физиологический, и становится абсолютно невозможным жить и чувствовать себя спокойно и уравновешенно. Человека преследует постоянная тревога, которую он может замещать в деятельности и которая может быть первопричиной психосоматического заболевания.
Психотерапевты разделяют три базовых тревоги, лежащих в основе психосоматических заболеваний: страх наказания, вины и переживание чувства стыда за содеянное. Все это наследие мы получаем в юном, очень нежном возрасте. Сразу сделаю оговорку, что порционно данные чувства нужны, так как они, являясь мощным манипулятивным средством, оберегают детей от несчастных случаев, необдуманных поступков. Мы сейчас ведем речь о перегибах в воспитании, ведущих к заболеваниям и травмированию психики.
Что делать ребенку в ситуации депривации и жесткого воспитания?
Для него становится необходимым найти способы блокировать переживание чувства гнева, чтобы существовать, сохраняя относительно здоровую психику. Опасность состоит в том, что неприемлемыми оказываются не только негативные эмоции. Дети блокируют и позитивные чувства, что бы выжить в данной среде.
Вместе с тем блокируется естественное желание прыгать, бегать из-за большого шума, производимого играющей детворой, хотя это является естественным откликом той живости и удовольствия, которые они чувствуют в своих телах и во всем своем существе.
Детям всегда говорят: «Успокоиться, вести себя тихо, сидеть спокойно». Некоторые из родителей устраивают бойкот, ставят в угол на многие часы, хотя для малыша 15-и минутное блокирование жизненного потока энергии, стоя в углу – это уже серьезное наказание.
Я же сталкиваюсь с такими методами наказания, когда повзрослевших детей ставили в угол на два! (я не ошиблась в написании, именно два дня) и жестоко наказывали, если они смели выходить из него. Кого-то привязывали к ножке стула или сажали в перевернутую табуретку. Они травмировались, пытаясь выползти из заточения. Как протекала их дальнейшая жизнь? БЕЗЭМОЦИОНАЛЬНО! У кого-то сформировалась опухоль в головном мозге, у кого-то разрушены суставы и позвоночник к годам 30-и. Это реальные факты из судеб взрослых людей, бывших мальчиков и девочек. И основной причиной идет блокировка потока радости и возбуждения. Такие дети находят способ уменьшать телесные ощущения, сдерживая свое дыхание, напрягая все тело, чтобы не быть причиной расстроенных чувств своих родителей, учителей, священников и других.
Так ребятишек учат быть послушными. Вместе с послушанием, формируются первые признаки психосоматических заболеваний. Сразу хочется отметить то, что при работе и разборе причин психосоматических заболеваний, мы ни в коем случае не осуждаем родителей в том, что они являются причиной неправильного реагирования, причиной блокировки здоровой энергии, протекающей в организме. Нет вины в том, что наших родителей воспитывали приблизительно так же. Это передается из поколения в поколение, по наследству. Поэтому многие психосоматические заболевания долгое время принято было считать генетически обусловленными в традиционной медицине.
Лишь в 20-м веке заговорили о том, что генетически обусловленных заболеваний не много. В основе образования многих заболеваний лежит психика. Многие эксперименты показали, что помещая ребенка в ту среду, где не принято болеть, где принято открыто выражать свои чувства и эмоции, болезни уходят, от них не остается и следа.
В следующей статье мы детально рассмотрим формирование заболеваний опорно-двигательной системы, так как она, прежде всего, страдает от невыраженного гнева.
Марина Бибнева