Библиотека

Телесно-ориентированная терапия у детей с ОВЗ

By 20.07.2020 No Comments

Прежде чем приступить к упражнениям и техникам для психологического и физического баланса мне хотелось бы рассказать вам о том, что такое телесная психотерапия и какие области ее применения.

Концепция телесно-ориентированной терапии основана на том, что люди воспринимают мир не только через свои мысли и эмоции, но и одновременно через свое тело.

Телесно-ориентированная терапия – направление психотерапии, работающее с психологическими и физическими проблемами и неврозами пациента, а так же психосоматическими нарушениями через процедуры различного  телесного контакта, как связь между телом и умом, выражающая наше отношение к себе и окружающему миру, таящаяся в нашем сознании и теле.

Как работает телесно-ориентированная психотерапия?

Как и в других формах психотерапии, клиент работает вместе с психотерапевтом, чтобы понять и терапевтически проработать проблемы, с которыми он сталкивается. Вместе они изучают навыки и таланты клиента, которые он может использовать, и самое главное: они исследуют способность клиента исцелить себя. Вместе они изучают, как текущие проблемы клиента, которые могут идти из прошлого жизненного опыта, переживания в семейном окружении и любыми серьезными потерями или травмами, которые былиу клиент, выясняют, что нужно клиенту, чтобы справиться с их текущей ситуацией.

Телесная терапия помогает укрепить диалог между пациентом и психотерапевтом в момент, когда пациент что-то вспоминает и переживания выливаются наружу, а так же включает в себя тактильные, дыхательные и двигательные техники для решения широкого спектра проблем психического и физического здоровья, которые помогают обрести человеку внутреннюю гармонию и равновесие, а так же снять блоки и мышечные зажимы.

Осознание тела — это способность понимать, где находится наше тело в пространстве и как оно движется. Деятельность по осознанию тела помогает нам понять, как относиться к объектам и людям дома, в школе и на открытом воздухе. Например, правильное осознание тела говорит нам, как далеко можно дотянуться до объекта или как близко встать рядом с человеком. Иногда, если у людей возникают трудности с осознанием тела, они могут казаться неуклюжими, нескоординированными или иметь задержки в развитии двигательных навыков.

Цели, которых мы добиваемся в технике работы телесно-ориентированной психотерапии в работе с детьми:

  1. Возвращения ребенка к его изначальному физическому благополучию, с помощью мобилизации его внутренней энергией тела.
  2. Снятие психофизических зажимов.
  3. Коррекция и профилактика различных нарушений развития.
  4. Лечение психических, психосоматических расстройств.
  5. Работа с переживаемыми депрессивными и тревожными симптомами.
  6. Работа с социальной незащищенностью.

Задачи, с которыми помогает нам справляться телесно-ориентированный подход:

Работа с мышечными зажимами, которые организуются в семи основных защитных сегментах, расположенных в таких областях тела:

  • Глаз.
  • Рта.
  • Шеи.
  • Груди.
  • Диафрагмы.
  • Живота.
  • Таза.

Распускание мышечных зажимов на определенном уровне происходит благодаря предварительному максимальному напряжению мышц основных сегментов тела, а затем их расслабление.

С первых дней жизни эмоциональное развитие детей с ОВЗ протекает с особенностями с небольшим или  значительным опозданием и у них может быть:

  • Нарушено сенсорное восприятие.
  • Торможение в появлении положительных эмоциональных реакций и сложности установления эмоционального контакта с другими людьми  из-за речевых и двигательных трудностей, которые возникают.
  • Сниженный интерес к окружающему миру и потребности в общении. Это проявляется в слабости эмоциональных реакций при общении с родителями и при виде игрушки.

Эмоционально- волевые нарушения у детей могут проявляться в:

  • Повышенной возбудимости.
  • Пассивности, безынициативности, застенчивости.
  • Различных фобиях и страхах.
  • Повышенной впечатлительности.
  • Повышенной утомляемости.
  • Волевой активности ребенка (действие, требующее собранности, организованности и целенаправленности может вызвать затруднения).

Нам известно, что погибшие нервные клетки не способны к восстановлению, но благодаря необычной функциональной пластичности нервной ткани ребёнка происходит компенсация дефекта. Поэтому своевременно начатая коррекционная работа имеет важное значение в эмоциональном и личностном развитииудетей с ОВЗ.

А. Шишковскаяразделяет факторы, оказывающие влияние на волю ребенка на:

  1. Внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку.
  2. Внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Опираясь на заложенную природой систему построения движения телено-ориентированная терапия выявляет нарушено ли у  ребенка взаимодействие организма с окружающей средой, определяет способы восстановления активности этих уровней, обучает ребенка дифференцировать состояние напряжения и расслабления на каждой группе мышц.

М. Фельденкрайц считает, что движение самое эффективное средство достижения изменений в жизни человека и делает выводы на основании которых строится работа по телесно-ориентированной психокоррекции с детьми:

  1. Всякая мышечная деятельность есть движение.
  2. Нервная система занимается преимущественно движениями.
  3. Движения отражают состояние нервной системы.
  4. Качество движения легче всего определить извне.
  5. Движения приносят большой опыт; ощущения, чувства и мысли базируются на движениях; движение — основа самоосознания.

Правила работы специалиста по телесно-ориентированной терапии с детьми.

  • Все движение специалист начинает от периферии, к центру затрагивая сначала большую часть тела, а затем переходит к мелким частям тела.
  • Прислушиваясь к ощущениям от тела ребенка, обучает его действовать аналогично.
  • Запрещены движения через силу. Но важно уточнить момент, что ребенок может испытывать во время сеанса болевые ощущения в областях мышечных панцирей и это является допустимой нормой.
  • Действуя более интенсивно в области определенного сегмента, мы помогаем ребенку прочувствовать и выпустить скопившуюся энергию.
  • Во время сеанса могут быть использованы различные вспомогательные инструменты, помогающие отмечать границы тела и расслаблять зажатые мышцы.
  • В конце каждого сеанса ы делаем упражнения «Растяжка», которые  помогают закрепить результат по снятию мышечных зажимов и гармонизировать внутреннюю энергию ребенка.

Сеанс по телесно-ориентированной терапии имеет стадии:

  1. Начало. Знакомство со своим телом. Прояснение запроса.
  2. Основная часть. Работа с запросом и телом (со всеми или определенным сегментом тела).
  3. Завершение. Релаксация, заземление и расслабление.
     

Знакомство со своим телом

Начинаем сеанс со знакомства ребенка со своим собственным телом. Вспомогательные инструменты:  щетка для сухого массажа (детская расческа) массажные мячи,  су-джок. С их помощью отмечаем границы тела ребенка. Расслабляем зажатые мышцы, отмечая каждую часть тела. При работе с пальцами используем су-джок, если ребенок дошкольного возраста используем можно использовать стишки-потешки).

Используя щетку для массажа, специалист работает с подошвенными частями тела (стоп и ладоней). Таким образом, помогает расслабить зажатые мелкие мышцы.

С помощью мячика мы прорабатываем большие мышцы голеней, бедер, ягодиц, спины, плеч, предплечий, груди и живота.

После того, как ребенок привыкнет к этим действиям, можно усложнить задание предлагая ребенку делать упражнение самостоятельно прибавляя упражнения в которых будет присутствовать обучение право-лево, верх- низ и диагональ.

Далее приступаем ко второму этапу нашего сеанса, работе с каждым из сегментов или определенному, в котором есть беспокойство.

Основная часть. Работа с запросом и телом (со всеми или определенным сегментом тела).

Область тела: глаза.

Сегмент локализует в себе мышцы области глаз, лоб, брови, верхнюю, боковую и заднюю части головы, спинку носа, мышцы шеи, расположенные непосредственно под затылочной частью черепа.

Глазной панцирь формирует неподвижность лба и и «пустое выражение глаз». Это говорит нам о возможном нарушении чувства безопасности и чувства реальности, неосознанном нежелание видеть болезненные, неприятные моменты жизни, социальные страхи (совершить оплошность, промах, ошибку, услышать оценку о себе со стороны людей,  обидеть другого человека).

По мнению А. Лоуэна миопия — это нежелание видеть дальше собственного носа.

Человек страдающие близорукостью испуган, но он не ощущает этого. Его страх часто из детства. Пугаясь враждебного взгляда родителей, ребенок сжимается, зажмуривает глаза и  это говорит нам о попытке игнорировать реальную ситуацию опасности.

Ребенок сужает поле зрения, как бы отодвинуть опасность.

Коррекция происходит посредством специального массажа и упражнений на мышцы, описанные выше, а так же как можно большего раскрывания глаз, выполнения вращательных движений. Терапевт, благодаря упражнениям старается вернуть глазам чувствительность.

Область тела: рот.

Сегмент локализует в себе: мышцы подбородка, горла, затылка.

Челюстной блок удерживает гнев, крик, плач, кусание, сосание, гримасничанье. Через рот мы выражаем звуки и слова, осуществляем прием пищи, производится процесс дыхания, ртом мы в младенчестве сосали материнскую грудь.

Райх утверждал, что если новорождённому не дают материнскую грудь, то появившееся в результате напряжение или сдерживание в области рта лишит его естественной способности к чувственному наслаждению.

Коррекция происходит за счет имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, сосания и путем прямого воздействия на эти мышцы.

Область тела: шея.

Сегмент локализует в себе: глубокие мышцы шеи, язык.

Горловой блок удерживает крик, плач, гнев, страх в шейном сегменте удерживается в задней части шеи и горла.

Голова соединяется с телом через шею и горло.Тут граничат ум и тело, а фраза «не теряй голову» указывает на необходимость сохранять над собой контроль, который осуществляется благодаря шее.

Коррекция происходит посредством криков, плача и путем воздействия на мышцы языка и шеи.

Разблокировка  гнева, происходит благодарявыкрикиванию слов, сердитых звуков, рычанию подобно диким животным.

Высунутый языка при выдохе со звуком помогает освободить гнев, который удерживается в верхней части горла.

Освободив шею от панциря можно почувствовать своюоду во всех отделах позвоночника.

В результате коррекциилицо вновь оживает, становится естественным и способным отражать больший диапазон чувств.
 

Область тела: грудь.

Сегмент локализует в себе: широкие мышцы груди, плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями.

Грудной блоксдерживает смех, гнев, печаль, обиду, страсть. Формируется он когда человек задерживаетдыхание, подавляя любую эмоцию.

Блок проявляется в неловкости рук и выражается в  жесткости и неприступности.

Эмоции, возникающие в области грудного сегмента, мы называем необузданной страстью, душераздирающим рыданием, или  томлением. Эти естественные эмоции недоступны человеку, закованному в панцирь. Его страсть холодна, он считает, что плакать нельзя, ведь это не по-мужски, что за ребячество или нечто неподобающее поведение, а испытывать страсть и влечение- это прихнаки мягкотелости и отсутствия характера.

Коррекция достигается через полный выдох и путем воздействия на мышцы рук и грудной клетки.
 

Область тела: диафрагма.

 Диафрагма это нечто таинственное, центр контроля и управления нашего организма.

Сегмент локализует в себе: диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков.

Диафрагмальный блок сдерживает страх, гнев и боль, а напряжение проявляется как закрепощенность.Мышцы в этом сегменте с трудом двигаются и становятся жесткими.

Выдох сделать труднее вдоха.Подавленный  плач травмирует внутренние органы.

А. Лоуэн, делая вывод из своих наблюдений, называет болезни, связанные с воспалением кишечника, «плачем изнутри».

Позволяйте своему ребенку плакать, это снимет напряжение и вернет его телу свободу.

Согласно Райху, один из основных принципов человеческого здоровья заключается в том, что энергия должна свободно протекать через семь сегментов, волнами или импульсами двигаясь через жидкое содержимое тела. В этом движении энергии вверх и вниз по всему организму диафрагма является ключевым участком, потому что именно здесь больше, чем в любом другом месте, энергия может блокироваться.

Коррекция  панциря идет через работу с дыханием, плач, вызывание рвотного рефлексаи путем воздействия на мышцы грудного и брюшного отдела.

Помните, что плач — механизм, освобождающий от напряжения.

А так же благодаря навыку глубокого дыхания, формируется навык глубокого чувствования.

Область тела: живот.

В животе берут начало все наши чувства. Энергия начинает отсюда свое движение и импульсы.

Сегмент локализует в себе:прямые и косые мышцы живота, пупочное кольцо, белую линию живота и мышцы спины. Чувство напряжения в пояснице может сигнализировать нам о страхе нападения.

Брюшной блок сдерживает боль, отвращение, отторжение, страх, гнев. Подавление злости и неприязни принято связывать с защитным блоком на боках, который  создает боязнь щекотки.

Коррекция происходит путем освобождения от страха, выброса гнева

и путем воздействия на мышцы живота и спины, в том числе с помощью вспомогательных инструментов.

Область тела: таз.

Сегмент локализует в себе: мышцы таза и нижних конечностей.

Тазовый блокформируется при подавлении возбуждения, гнева и удовольствия.

З. Фрейд обнаружил и заявил публично, что жизненный импульс по своей природе сексуален, и именно нарушение этого естественного импульса в детстве и юности лежит в основе человеческих страданий и неврозов.

Чем больше панцирь, тем сильнее таз отведен назад, а ягодичные мышцы напряжены и болезненны.

Коррекция идет за счет мобилизации мышц таза и ног, а так же путем воздействия на мышцы нижнего отдела живота, таза и нижних конечностей.

С расслаблением панциря в области таза наступает момент, когда мы можем объединить все сегменты и ощутить единство энергии, свободно текущей вверх и вниз вдоль всего тела. При этом мы открываем для себя глубокое удовольствие, удовлетворение, чувство единства с существованием.

Тело которое находится в состоянии баланса, может накапливать и удерживать заряд энергии, не испытывая потребности разрядить его. При этом создаваемый в нём заряд приносит наслаждение своим лёгким приятным напряжением.

В этом сбалансированном состоянии человек может открыться более тонким сферам подъёма энергиии медитации.

В конце каждого сеанса важно заземлиться.Сделать упражнения на  растяжку, которые  помогают  укрепить снятые мышечные зажимы, гармонизировать внутреннюю энергию ребенка.

«Вертикальная растяжка».

  1. Придерживаем правую руку в области запястья и правую ногу в области голеностопного сустава
  2. Предупреждаем ребенка, что будем тянуть его руку вверх, а ногу вниз. Считаем до трех и аккуратно возвращаемся в исходное положение.
  3. Повторяем несколько раз упражнение.
  4. Просим ребенка повторить упражнение самостоятельно.
  5. Переходим к левой стороне по аналогии.

«Диагональная растяжка».

  1. Придерживаем правую руку в области запястья и левую ногу в области голеностопного сустава.
  2. Предупреждаем ребенка, что будем тянуть его руку вверх, а ногу вниз. Считаем до трех и аккуратно возвращаемся в исходное положение.
  3. Повторяем несколько раз упражнение.
  4. Просим ребенка повторить упражнение самостоятельно.
  5. Переходим к левой руке и правой ноге и действуем по аналогии.

Заканчиваем сеанс потряхиванием рук и ног.

Заводим руки за голову ребенка, захватываем ладонями лучезапястный сустав  и аккуратно начинаем трясти, если вы чувствуете сопротивление, попросите ребенка расслабиться.

Берем ладонями ребенка за стопыили голеностопный сустав и аккуратно начинаем трясти, если вы чувствуете сопротивление, попросите ребенка расслабиться.

Чтобы удержать внутренний баланс и гармонию, требуется большое количество энергии. Ведь так много того, что мы сдерживаем в нашем теле, чувство напряженности наших мышц и психики. Телесная терапия связывает это с удержанием собственного гнева и других чувств.

К сожалению, большая часть из этого родом из нашего детства.

С помощью различных психофизических упражнений мы можем  разрядить и высвободить некоторые из этих энергий. Просто ударяя по подушкам,  выпуская различные звуки и находя простые фразы, которые описывают наши чувства,, безопасным способом, мы  можем освободить то, что было сдержано.

Дыхание- это источник жизни.

Ведь это так же просто, как сказать: нет дыхания, нет жизни. Все системы ума тела, так или иначе, основаны на дыхании. Дыхание-это основной способ перемещения энергии.

Попробуйте упражнения, попробуйте правильно дышать, попробуйте не сдерживать чувства и эмоции.

Вы будете удивлены тому, что начнёте замечать насколько лучше вы стали себя чувствовать.

1 Балл2 Балла3 Балла4 Балла5 Баллов (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...